То есть существует много инструментов для обхода блокировок, а Tor имеет фокус на приватности, в том смысле, что не любой инструмент даёт одинаковую степень приватности, и он часто не гарантирует, что разработчики не наблюдают за тем, что делают пользователи. Люди в России всё ещё пользуются Tor?
В hydra разных странах этим занимаются разные организации или разные люди, поэтому мы не можем сказать «Отключайте выходные узлы Tor во Франции у нас нет такой власти. Это такой способ зайти на сайт, не передавая метаданных и чтобы при этом сайт не знал, кто пользователь. Вадим: Видите ли вы какие-нибудь изменения в том, как блокируется Tor с 1 декабря, когда начались блокировки? А с другой мы полностью децентрализованный проект, это не как VPN, где можно отключить или взломать сервер и собирать данные пользователей.
Когда я говорю «приватность я имею в виду возможность знать, что пользователь делает в интернете, что он делает, кто он, на какие сайты он заходит, и всё такое. Поэтому мы переходим на другие способы распространения мостов. Давай я буду притворяться, что не знаю. Поэтому точного количества у нас нет, вроде сегодня 5 миллионов или 2, но у нас есть методология, чтобы примерно оценивать, сколько людей в сети сегодня, и это от 2 до 8 миллионов.
Мы гидры на самом деле удивились, как это технически было сделано, потому что мы привыкли иметь дело со странами, у которых есть ресурсы, но до сих, пор по нашему опыту, у них не получалось заблокировать всё. В общем, Россия начала блокировать, во-первых, входные узлы Tor, поскольку это публичный список.
«выключайте свой VPN им придётся подчиниться. Нам повезло, у нас крутые люди в команде, и они быстро поняли, в чем проблема, и мы решили её за несколько недель. По-моему, в апреле 2021? Это единственный юридический контакт, который с нами был за последние годы, поэтому мы были. И действительно, большинство пользователей Tor из России до сих пор могут соединяться с сетью без мостов.
Вадим: Когда ты говоришь «приватность что ты имеешь в виду, что это слово имеет столько разных значений? То есть основной способ, при помощи которого пользователи получали мосты, не работал, потому что сами мосты были заблокированы.
Вот как Tor отличается от других решений. Обычно такие ссылки расположены у облачных провайдеров и их сложно заблокировать, мы сами их обслуживаем, поэтому там хорошие версии приложения, которым можно доверять. Далее есть сеть Tor, которую поддерживает не The Tor Project. Gus: Во-первых, хочу сказать спасибо всему сообществу Tor в России, потому что без вас The Tor Project не разобрался бы, что произошло.
Вадим: Ага, понял, можно скачать полный список входных узлов, но не мостов. Но если посмотреть на то, кто держит у себя узлы, то тут Россия не на втором и не на третьем месте, а, я даже не знаю.
И люди используют Tor, чтобы заходить на такие сайты в зоне.onion, которые используют технологию onion. У нас просто нет этой информации, это совершенно другое.